Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  Сертификация СМК
 » Инструменты контроля и управления качеством

Современные инструменты управления качеством для ИСО 9001


    В условиях глобализации экономики рынок изменился: почти везде действует жесткая конкуренция. Это обусловлено тем, что потребитель стал ориентироваться на качество, а не на количество. На первый план выходят все более жесткие требования к соотношению цена/качество. И все это происходит на фоне неуклонного роста цен на энергоносители металлы, руду, дерева, полезных ископаемых и т.д. В то же время персонал уже не довольствуется прожиточным минимумом, люди переходят на новый уровень потребностей: они уже достигли безопасности, у них есть пища, они не страдают от недостатка общения. Теперь в цене признание и самореализация. Сегодня конкуренты непостижимым образом способны разработать, произвести и поставить на рынок свою продукцию в несколько раз быстрее, качественнее и дешевле. Все это ставит современные предприятия в весьма опасное положение. Их руководители обычно ищут причины в способах государственного управления, законах, нерадивости персонала и прочих «всемирных заговорах». Тем не менее, все выглядит проще. Организации не могут позволить себе работать так, как они работали 10, 20, 50 лет назад. Для изменения методов работы в последнее время разработано множество подходов. Одним из них является TQM (Total Quality Management), зародившийся в Японии в конце 70-ых годов.


    Базовыми элементами TQM являются:

    1. Ориентация на потребителя

    2. Ориентация на процесс

    3. Непрерывное улучшение

    4. Вовлечение всех в деятельность по обеспечению качества

    5. Принятие решений на основе фактов


    Остановимся на пятом, последнем элементе - принятии решений на основе факторов. Этот элемент является альтернативой применяемому на практике подходу принятия решений на основе интуиции, суждений. Эти два подхода в идеале должны не заменять друг друга, а дополнять.


    Эффективное принятие решений предполагает умение отличать факты от суждений. Факты это достоверные и объективные данные, суждения – абстрактные и субъективные идеи.


    Для анализа фактов применяются семь инструментов контроля качества. Все они (за исключением диаграммы «рыбий скелет») предназначены для анализа численных данных. Но ведь факты могут иметь как числовую, так и смысловую природу. Именно это имеет в виду Деминг, цитируя Ллойда Нельсона, «Наиболее важные факторы, необходимые для управления любой организацией, как правило, неизвестны и количественно неопределимы». В связи с этим JUSE (Союз Японских Инженеров и Ученых) разработал в 1979 году на основе поведенческих наук и операционного анализа семь инструментов управления качеством (существует еще одно название – семь «новых» инструментов контроля качества).
    К этим инструментам относятся:

  • Диаграмма сродства

  • Диаграмма связей

  • Древовидная диаграмма

  • Матричная диаграмма

  • Анализ матричных данных (единственный инструмент работающий с числовыми данными)

  • Стрелочная диаграмма

  • Диаграмма процесса осуществления программы (PDPC).


    Взаимосвязь и взаимодействие этих инструментов показана на рисунке.


Взаимосвязь семи инструментов управления качеством

Рисунок - Взаимосвязь семи инструментов управления качеством (по Оклэнду)



    Семь инструментов управления качеством применяются в основном на этапе планирования деятельности предприятия, продукции, услуг и т.д. Масааки Имаи приводит следующие типичные сферы применения этих инструментов:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • разработка новой технологии;
  • разработка новой продукции;
  • структурирование качества:
  • совершенствование аналитических и диагностических навыков;
  • диспетчеризация производства;
  • управление производством;
  • повышение производительности;
  • внедрение автоматизации;
  • повышение качества;
  • снижение затрат и энергосбережение;
  • повышение безопасности;
  • анализ конкурентоспособности;
  • анализ рекламаций и претензий;
  • совершенствование систем обеспечения качества;
  • предотвращение загрязнения;
  • управление продажами;
  • анализ информации о рынке;
  • управление отношениями с поставщиками;
  • развертывание политики.


    Информация о применении различных инструментов управления качества на различных этапах улучшения процесса, продукции или услуги и представлена в таблице.


применение различных инструментов управления качества на различных этапах улучшения процесса


















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn