Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО



    В условиях рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим фактором ее конкурентоспособности, руководство экономически самостоятельных единиц начинает понимать важность создания и внедрения Систем Менеджмента Качества (СМК).

  Создание, внедрение и функционирование такой системы требует внушительных инвестиций и необходимо понимать какой будет экономический эффект от её создания. Для решения этой задачи организация должна анализировать затраты на качество.

  Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, т. е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенному признаку. От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требований к организации их учета, анализа и оценки. Необходимо отметить, что общепринятой классификации затрат на качество нет. Вид классификации затрат напрямую зависит от миссии, целей, специфики и возможностей организации.

            Концепция PAF.

  Эта концепция появилась одной из первых в период развития внутрифирменных систем управления качеством, основанных на концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Control) А. Фейгенбаума.

  А. Фейгенбаум объединил затраты на качество в три группы (PAF):

  группа 1: затраты на оценку качества

  группа 2: затраты на предупреждение возникновения дефектов

  группа 3: затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами продукции.

  Такая классификация критикуется некоторыми специалистами потому, что затраты, необходимые для обеспечения качества (группы 1 и 2), приравнивают к потерям (группа 3), а это не позволяет сравнить затраты на повышение качества и потери. Кроме того, при такой классификации могут возникнуть затруднения, так как некоторые элементы с равным основанием можно отнести к любой из трех категорий затрат. Распределение затрат по категориям имеет тенденцию отвлекать внимание от истинной цели отчетности о затратах - их общему снижению. Так, увеличение предупредительных затрат на качество должно приводить к снижению полных затрат, однако и они сами по себе должны в конечном итоге быть снижены.

            Классификация в рамках концепции TQM.

  В данном подходе затраты на качество отражаются как полные затраты на каждый процесс, так как концепция ТQМ требует управления процессами, а не только конечными результатами. Под процессом понимается совокупность последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный материал (сырье, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами, нормативами). Лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями, нуждается в средстве, позволяющем контролировать затраты, связанные с этим процессом, и принимать меры к их минимизации. Затраты на процесс группируются по двум основным категориям: затраты на обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием.

  Такая группировка затрат существенно проще традиционной, а также позволяет улучшить (минимизировать) обе части затрат, влияющие на экономическую эффективность процесса. Модель затрат на любой процесс в организации создается путем идентификации всех ключевых работ, подлежащих контролю. Далее затраты на эти ключевые работы относят к затратам соответствия или несоответствия. При этом наиважнейшее значение имеет выбор регистрируемых параметров в ключевых работах.

  На сегодняшний день именно эта концепция является наиболее перспективной так, как при создании системы менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО 9000, объектом изучения, анализа и управления является процесс, а следовательно необходимо получать всеобъемлющую информацию о любом процессе в организации.

  Для получения экономической информации используется метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Вычисляются затраты, необходимые для удовлетворения всех запросов потребителей при безотказности существующего процесса, и стоимость несоответствия - затраты вследствие нарушения существующего процесса. Этот метод позволяет выявить источник экономии средств.

  Конечной целью сбора, учёта и анализа затрат на качество является оценка эффективности процесса. Для её определения необходимо определить критерии, показатели и условия эффективности процесса.


проф., д.т.н. Барабанова О.А., Полунин В.А.















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn