Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В КОМПАКТНЫХ ПРОЕКТАХ



    Управление качеством в проектах традиционно связывают либо с достаточно масштабными проектами, либо с внешними требованиями к системе менеджмента качества (СМК), например, со стороны заказчика или внутрикорпоративного регламента. Однако заметная часть реализуемых проектов не попадает в эти рамки.

  Отсутствие плана управления качеством в таких проектах является достаточно распространенным в силу его кажущейся избыточности. Как следствие, в проекте возникают типичные проблемы превышения бюджета, несоответствия содержания первоначально заявленному.

  На основе анализа доступной информации и собственного опыта автором был выделен класс достаточно распространенных проектов, названных «компактными», отличительными чертами которых являются:

  • высокая статичность целей на всех уровнях;
  • пределение времени реализации, как минимально возможного для достижения поставленных целей;
  • ограничение в управлении человеческими ресурсам (формирование и развитие команды проекта);
  • небольшой размер реестров проекта;
  • незначительное время на закупку товаров и услуг;
  • линейность процесса реализации проекта во времени (отсутствие либо минимальное количество итераций).


  В докладе предлагается для таких проектов формировать упрощенную и адаптированную к их специфике форму плана управления качеством, ключевыми особенностями которой являются:
  • ориентация на качество продукта, а не качество проекта; недостаточно выверенная структура управления не успеет оказать заметного негативного влияния на проект в силу присущих ему особенностей, тогда как недостаточное качество продукта будет воспринято, как провал проекта;
  • преобладание при коммуникациях письменных неформальных методов;
  • совмещение управления конфигурацией, изменениями и запросами; все проблемы должны рассматриваются в едином центре принятия решений по проекту для ускорения их реализации;
  • сокращение группы лиц, принимающих решения по каждому вопросу до, как максимум, 4 человек (администратор и специалист в предметной области со стороны заказчика и исполнителя);
  • фиксация максимального времени на принятие решений;
  • проведение частых, но относительно поверхностных аудитов работы команды проекта, ориентированных на поддержание всей документации по проекту в актуальном виде.


  Необходимое для СМК требование к постоянному улучшению качества в случае таких проектов сводится к трем основным аспектам:
  • устранение повторного возникновения задержек в ходе выполнения проекта за счет выявления и устранения их причин;
  • оперативное выявление проблемных точек и работа с ними;
  • формирование перечня изменений в системе управления, которые целесообразно реализовать в последующиз проектах (lessons learned, в терминологии PMI).


  В процедуре контроля качества по каждому элементу содержания, проводится не более трех проверок:
  • функционирования элемента, как отдельной единицы;
  • функционирования элемента совместно со смежными ему;
  • функционирования системы в целом.


  Все многообразие методов управления качеством в проектах сокращается до контрольных списков, ментальных карт, успешно заменяющих большинство традиционных графических средств на единое, и требуемых для анализа предметной области проекта матриц (соответствия, приоритетов, отношений). Организационные методы принятия решений сокращаются до экспертных оценок и мозговых штурмов. Иные методы используются только в случае крайней необходимости.

  Итогом реализации такого подхода является предельно краткий, технологичный и простой в исполнении план управления качеством проекта, избавленный от ненужных для «коротких» проектов элементов.

  В заключение, следует отметить две особенности описанного подхода. Во-первых, он может с успехом применяться и в достаточно сложных проектах, если они попадают под приведенные ранее ограничения. Во-вторых, если рассматривать такой план, как базовую версию, то он легко может быть усложнен включением дополнительных, необходимых для успеха проекта, элементов управления качеством, без создания ненужной избыточности.




Артамонов И.М. Московский авиационный институт (государственный технический университет) 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4.тел. (499) 158-4340, факс (499) 158-1053, e-mail: [email protected]

Сборник материалов девятой Всероссийской научно-практической конференции “Управление качеством”, 10-11 Марта 2010 года - М.: МАТИ, 2010. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn