Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ



    Чем сегодня характеризуется бизнес? Что беспокоит игроков современного глобального рынка? Для ответа на эти вопросы Японским научно-исследовательским центром был в 2006 году проведен один из самых авторитетных за последнее время опросов. Его респондентами стала представительная выборка предприятий в лице 190 среднестатистических японских предприятий, 10 лидеров японской экономики и 10 лидеров европейской экономики. Самым главным результатом исследования стал вывод о том, что в условиях современного рынка одним из основных факторов конкурентной борьбы является способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения внешней среды (законодательство, потребитель, состояние экономики и др.) при этом постоянно повышать качество выпускаемой продукции. Таким образом, большинство потенциальных проблем организации в той или иной степени связаны с одной из ключевых характеристик рынка – изменчивостью. В этой связи, для устойчивого развития бизнеса предприятию необходимо иметь некоторый механизм, позволяющий осуществлять мониторинг внешней среды и динамично развиваться вместе с эволюцией рынка. Одним из таких механизмов является перспективное планирование качества продукции от английского Advanced Product Quality Planning (далее APQP).

  Перспективное планирование качества продукции:

  • это эффективный инструмент (средство) обеспечения процессов жизненного цикла продукции;
  • это структурированная процедура определения и установления этапов и работ с их результатами, необходимых для обеспечения удовлетворения потребителя качеством продукции.


  Можно выделить внешнюю и внутреннюю цели идеологии APQP:
  • обеспечение на выходе запланированного качества продукции, соответствующего требованиям и ожиданиям потребителей (внешняя);
  • обеспечить взаимодействие всех участников проекта для выполнения в срок всех требуемых шагов (внутренняя).


  Становится актуальным использование процедуры APQP на отечественных предприятиях-производителях авиакомпонентов и авиасборочных предприятиях с целью повышения результативности и эффективности их деятельности.

  В основе идеологии перспективного планирования лежит временной график (рис. 1).


Временной график планирования качества
Рис. 1. Временной график планирования качества.




  Проект APQP – это последовательно-параллельная реализация этапов: планирования авиакомпонента (АК), проектирования и разработки продукции (АК), проектирования и разработки процессов, валидации продукции (АК) и процессов, производства, обратной связи, основанная на применении принципов менеджмента качества (прежде всего процессного подхода).

  Краеугольной позицией APQP является объединение по времени начала этапов проектирования и разработки продукции и процессов с целью минимизации времени на освоение нового вида продукции (АК) при стремлении к постоянному улучшению ее качества. Для достижения «запараллеливания» этапов разработчики идеологии жестко регламентировали входы и выходы каждого этапа, то есть определили совокупности присущих ему работ (в качестве примера см. рис. 2).


Входы-выходы этапа планирования
Рис. 2. Входы-выходы этапа планирования.




  Кроме того, перспективное планирование требует от предприятия выполнения таких интересных и эффективных процедур, как:
  • FMEA (Failure mode and effects analysis) – анализ видов и последствий потенциальных отказов;
  • MSA (Measurement Systems Analysis) – анализ измерительных систем;
  • SPC (Statistic Process Control) – статистическое управление процессом;
  • PPAP (Product Part Approval Process) – процедура одобрения производства авиакомпонента.


  Успешная реализация всех запланированных работ по проекту APQP возможна (и это еще одно требование разработчиков) только в случае формирования так называемой межфункциональной команды (рис. 3), которая должна иметь в своем составе представителей служб, существенно влияющих на ход проекта. Как правило, это представители служб: маркетинга (маркетолог); проектирования (конструктора, технологи); производства (начальник цеха); представители технических служб (ОГМ, ОГЭ, КиПА, IT); управления материалами; качества (ОТК, ЦЗЛ); закупок; сбыта; сервиса; представителя субпоставщика (если требуется); представителя потребителя (если требуется).

  В APQP команде должен быть определен лидер (ЛК), которым может быть любой из членов команды, признаваемый остальными. В зависимости от решаемых задач по этапам проекта может проводиться ротация ЛК. Одним из ключевых факторов успеха APQP – команды – интерес, приверженность и поддержка высшего руководства. Также при необходимости могут привлекаться представители субпоставщика и потребителя.

  Работа команды нацелена, прежде всего, на предупреждение ошибок, минимизацию потерь от некачества, снижение времени реализации проекта перспективного планирования качества авиакомпонента (в том числе за сет «запараллеливания» этапов).


Принцип формирования межфункциональной команды
Рис. 3. Принцип формирования межфункциональной команды.




  Таким образом, при условии успешного выполнения всех запланированных работ, то есть реализации проекта APQP, предприятия-производители авиакомпонентов и авиасборочные предприятия в качестве полезного выхода получат ряд преимуществ значительно повышающих результативность и эффективность их деятельности:
  • снижение временных затрат на проектирование и разработку нового авиакомпонента;
  • адресное распределение ресурсов для удовлетворения требований потребителя;
  • ранняя идентификация требуемых изменений;
  • избежание запоздалых изменений;
  • снижение уровня дефектности за счет предупреждение дефектов;
  • минимизация потерь от некачества;
  • снижение себестоимости продукции;
  • повышение качества продукции;
  • предоставление качественной продукции вовремя по более низкой цене.


  И, наконец, возвращаясь к результатам опроса, проведенного Японским научно-исследовательским центром, организация «вооружается» фактором конкурентоспособности - гибкостью и приспосабливаемостью к изменчивости рынка и потребителей.

  В заключение, необходимо отметить, что, учитывая перспективу вступления в ВТО и растущую с каждым днем силу закона «О техническом регламенте», отечественным предприятиям пора обратить взгляд в сторону эффективных инструментов менеджмента организации, таких как перспективное планирование качества продукции, уже с успехом используемых лидерами глобального рынка.




д.т.н., проф. Бойцов Б.В., Новиков И.С.
Московский авиационный институт (государственный технический университет)

Сборник материалов девятой Всероссийской научно-практической конференции “Управление качеством”, 10-11 Марта 2010 года - М.: МАТИ, 2010. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn