Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



    В списке задач обеспечения безопасности государства задача повышения уровня качества образования стоит далеко не на последнем месте. Значимость и актуальность ее решения еще в большей степени возрастает в условиях масштабного финансово-экономического кризиса. Как правило, подобного рода ситуации не исправляются за короткий промежуток времени – на это уходят годы. Следовательно, люди, которым придется в полной мере и квалифицированно заниматься восстановлением утраченных позиций в различных отраслях, и есть сегодняшние студенты образовательных учреждений.

  Задача обеспечения высокого качества образования в сложившихся условиях крайне сложна и многогранна. Вместе с тем, становится очевидным, что одним из возможных путей ее решения является создание систем менеджмента качества (СМК), в частности, высшего учебного заведения. На сегодняшний день проделана большая работа в этом направлении. Не вызывает сомнения правильность предложенных решений. Вместе с тем, нам представляется целесообразным изложить току зрения, которая может представить интерес при создании подобного рода систем.

  Суть подхода заключается в следующем. Поскольку речь идет о системе, как некотором объекте проектирования, то в процессе ее создания логично было бы использовать методы проектирования, которые хорошо себя зарекомендовывали на практике при создании объектов различной физической природы. Ведь если это антропотехническая система (а СМК таковой и является) пусть достаточно сложная, с непростым «объектом» преобразования (на входе «Абитуриент», на выходе – «Специалист»), то почему бы не воспользоваться практикой создания таких систем. Доводов для обратного утверждения, уверены, найдется не так много.

  Крупными этапами жизненного цикла, применительно к СМК образовательного учреждения, могут быть:

  Маркетинг, где проводится анализ существующих подходов, формируется общее назначение системы, общие принципы, на которых будет построен объект разработки, определяется концептуальная модель системы;

  Проектирование – формирование функциональной модели будущей системы;

  Конструирование – формирование документальной модели, шаблонов и общих документов СМК;

  Изготовление - формирование и подготовка автономных документов учебного заведения;

  Эксплуатация – обучение персонала, консалтинг, обновления и улучшения, надзор.

  В процессе разработки любого изделия на первой фазе обычно создается концептуальная модель, как совокупность основополагающих принципов, на которых работает это изделие; функциональная модель – в нашем случае, как часть системы управления вузом; документальная (в данном случае) модель - как объект проектирования.

  Концептуальная модель, связанная с этапом маркетинга, указывает на потенциальных заказчиков образовательных программ их требования и удовлетворенность, обращает внимание на то, что в основе построения системы лежит принцип рассмотрения образовательной программы с позиций ее жизненного цикла, что результатом этого процесса должны стать компетенции обучающихся, что управление ресурсами должно вестись на основе фактов, полученных в результате мониторинга, и что необходимо в системе предусмотреть постоянные улучшения.


Концептуальная модель




  Принципиальным моментом является ответственность руководства, при этом символ означает, что элементы модели теснейшим образом связаны друг с другом. Возможны и другие варианты модели, если предполагается использовать иные принципы.

  Функциональная модель, формируемая на этапе проектирования, раскрывает основные блоки системы, их связь меду собой, назначение того или иного блока. В нашем случае из представленной схемы видно, что на основе сформированных целей и приоритетов с помощью ресурсов осуществляется управление жизненным циклом образовательных программ.


Функциональная модель




  Важнейшим аспектом системы является наличие в системе обратных связей, т.е. улучшений. При этом принятие решения об изменениях основывается на фактах, полученных вследствие внешнего и внутреннего аудитов, один из которых направлен на анализ результатов, а второй на оценку состояния процессов соответственно. Процесс принятия решений должен строиться по такой модели на каждом уровне управления.

  Из представленной схемы вытекает важное обстоятельство, связанное с оценкой эффективности системы. При построении системы традиционным путем для ответа на вопрос: «Есть ли система и какова ее эффективность», необходимо было бы проанализировать каждый из ее блоков. В рассматриваемом случае достаточно сосредоточить внимание лишь на блоке Анализ и улучшения. Это возможно потому, что если нет этого блока, то, скорее всего, нет остальных (или они не эффективны). Если же он присутствует, то оценив только его можно достаточно полно можно представить всю систему. Это позволяет существенно экономить ресурс, необходимый для оценки системы в целом. Заметим, что в этом случае для контрольных органов также представляется возможным реализовать идею не констатирующего, а улучшающего надзора, что на наш взгляд является важным аспектом.


Схема документооборота




  Документальная модель, создаваемая на этапе конструирования, является достаточно традиционной и отражает структуру документов, входящих в систему. При этом все документы должны быть разделены на три категории:
  • A. Обязательные документы, допускающие несущественные изменения (Обязательные);

  • B. Обязательные документы, которые вуз подготавливает самостоятельно (Модернизируемые);

  • C. Необязательные документы, разрабатываемые вузом исходя из собственных потребностей (Факультативные).


  Состав обязательных документов (А) по форме и содержанию устанавливается государственным заказчиком, в сфере ответственности которого находится вуз. Этот же заказчик указывает состав документов класса В.

  Однако все вышесказанное не означает, что в реальном учебном заведении СМК вообще нет и ее необходимо заново строить. На самом деле она существует в той или иной форме, осознанно или традиционно, иначе бы образовательный процесс не возможно было бы реализовать. Вопрос на самом деле не в наличии системы, вопрос в том какая она и что должна из себя представлять, насколько верно выполняет свои функции. И в этом суть проблемы. Ключевым же здесь является то, как построить такую систему, какими свойствами она должна обладать, чтобы эффективно и в полной мере решать поставленные задачи.

  Подводя итоги, следует отметить, что сказанное может показаться неоднозначным. Некоторые представления отличаются от известного стандарта, но в тоже время ему не противоречат. Мы не ставили здесь цель настоятельно рекомендовать рассмотренный подход, дать единственный рецепт решения проблемы. Это и невозможно, тем более что за рамками этой короткой статьи осталось множество дополнительных обоснований. Здесь мы хотели показать лишь логику и собственную точку зрения, базирующуюся на практическом опыте создания антропотехнических систем, к которым в полной мере можно отнести и систему менеджмента качества образовательного учреждения.




Червяков Л.М., Бычкова Н.А.
ГОУ ВПО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 3А, тел.: (499) 972-94-86 e-mail: [email protected]

Сборник материалов девятой Всероссийской научно-практической конференции “Управление качеством”, 10-11 Марта 2010 года - М.: МАТИ, 2010. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn