Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА



  Осуществление эффективного менеджмента в сфере услуг требует формирования требований потребителя, выраженных не только в количественной, но и качественной форме. Это и требования к компетенции как обучающихся, так и преподавателей; к соответствию ООП ГОС ВПО; к уровню согласованности различных нормативных документов (в частности, нормативно-правовых актов) и т.д.

  Целью данной работы являлся поиск методов, позволяющих организовать работу экспертов по составлению оптимального перечня требований с наименьшими ресурсными затратами и максимальной степенью достоверности полученных результатов.

  В рамках разработки системы качества подготовки специалистов в УГТУ-УПИ с помощью метода экспертных оценок, был проведен сравнительный анализ Стандартов и Рекомендаций ENQA и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 для включения требований ENQA в структуру управленческой документации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Несмотря на небольшой объем этих двух документов, экспертам потребовалось значительное время на выполнение поставленной задачи. Если бы документов было больше и/или их суммарный объем превышал тысячи страниц, то затраты (финансовые – на оплату труда, временные) оказались бы соизмеримо выше, а качество выполненной работы отнюдь не было бы на высоте.

  Для решения данной проблемы мы предлагаем воспользоваться методом контент-анализа.

  Контент-анализ - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

  Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

  Само использование контент-анализа для данных целей, если его делать вручную, займет также немало времени, хотя качество результата окажется выше. Поэтому, для сокращения общих затрат, рекомендуется использовать автоматизированные средства смысловой обработки текстов, основанные на базе контент-анализа.

  Для достижения поставленных целей был выбран программный продукт TextAnalyst (разработчик - НПИЦ "МикроСистемы"), который является инструментом для анализа содержания текстов, смыслового поиска информации, формирования электронных архивов. Он способен строить семантическую сеть по отдельным статьям, в результате чего создается смысловой портрет каждого текста на основе как количества упоминаний, так и близости встречаемости различных значащих, по мнению программы, слов. Также программа позволяет составлять собственные словари и «управлять» поиском по собственному усмотрению.

  С помощью инструментария программы был задан собственный словарь в области требований к системе менеджмента качества подготовки специалистов, проанализированы на его базе требования ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и проведен смысловой поиск по подпунктам Стандартов и Рекомендаций ENQA.

  После сравнения полученных результатов с итогами анализа по экспертному методу степень соответствия была определена на уровне 98%, что можно считать высоким уровнем достоверности. «Обратный» поиск дал такой же результат.

  Хотелось бы отметить, что экспертам предоставляется возможность рассмотреть под другим углом исходный материал с более критической (взвешенной) точки зрения, так как при работе с программой были обнаружены новые области для размышлений. Предоставляется возможным наиболее точно определять места соприкосновения (или расхождения) изучаемых документов.

  В завершении хочется выделить несколько правил, рекомендуемых для получения более достоверных результатов. При работе с данной программой необходимо:

  • максимально разгружать анализируемые тексты от лишней информации (заголовки, подзаголовки, ссылки на литературу и т.д.);
  • аккуратно «играть» с весом термина при поиске и анализа текстов;
  • проводить анализ только по словам-предпочтениям;
  • ответственно отнестись к составлению словаря и его адаптации под поставленные задачи.


  Таким образом, при соблюдении этих правил, работа по анализу требований сведется к обработке гораздо меньшего от первоначального объема информации, что снизит как временные затраты эксперта, так и финансовые затраты заказчика. И, что очевидно, качество результата будет однозначно выигрывать. Следовательно, метод контент-анализа с его прикладным применением через программный продукт можно считать достаточно информативным, и его можно использовать при формировании требований потребителей различных групп.




Кругленко И.Ф., Шаврин В.С., Кортов С.В.
ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел./факс: (343) 375-45-04, e-mail: [email protected]

Сборник материалов девятой Всероссийской научно-практической конференции “Управление качеством”, 10-11 Марта 2010 года - М.: МАТИ, 2010. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn