Главная
О компании
Сертификация Систем Менеджмента Качества по ИСО 9001
Подготовка организации
к сертификации СМК
Образовательная и научная деятельность
ISO 9001 для саморегулируемых организаций
Полезная информация по сертификации
Часто задаваемые вопросы
Компетентность
Ценообразование
Заявка online
Партнерам
Контакты
НОВОСТИ
   » Последние новости
ВАЖНО
   » Полезная информация
КОНТАКТЫ


             (499)502-9397
             (495)141-9483

             схема проезда

             задать вопрос эксперту
  СЕРТИФИКАЦИЯ СМК
 » Публикации по Сертификации и Управлению качеством

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ



  Образовательный процесс в вузе, включающий профессиональную подготовку студентов, повышение квалификации преподавателей, переподготовку специалистов – все это, по существу, процессы формирования качеств и компетенций, происходящие в период профессионального становления. При компетентностном подходе акцент переносится на те знания, умения, владения, которые позволяют субъектам образовательного процесса личностно развиваться и эффективно выполнять профессиональные задачи. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование компетентностного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [1].

  Методология образовательной деятельности имеет ряд особенностей: уникальность и непредсказуемость деятельности в конкретных условиях; предел возможностей субъектов деятельности, определяемый наличными ресурсами; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам; способность к продуктивной деятельности благодаря активности человека; способность к самоорганизации и саморазвитию» [2].

  В исследовании, посвященном квалиметрическому подходу к управлению качеством формирования компетенций, эти и другие особенности учитываются целевым подбором следующих подходов: эволюционного, личностного, контексного. Проектирование квалиметрического подхода связано с исследованием проблем управления качеством образовательного процесса в целом и трех важных аспектов: измерение удовлетворенности потребителей (как внешних, так и внутренних); измерение качества результата образования и измерение качества образовательного процесса. Нельзя улучшать образовательный процесс, не имея адекватных средств измерения уровня сформированности тех или иных компетенций. В педагогической литературе имеются публикации на тему измерения качества образования, в которых отмечается, что это довольно сложная проблема, поэтому можно утверждать, что тема квалиметрического подхода к управлению качеством формирования компетенций является актуальной и требует дальнейших исследований. К методам квалиметрической оценки уровня сформированности компетенций (тестам) их пользователи (преподаватели ВУЗов, факультетов повышения квалификации и др.) предъявляют ряд требований: универсальность (возможность применять данную методику в различных ситуациях, для различных дисциплин); возможность использования для тестирования в пределах одной дисциплины или для междисциплинарной диагностики; высокая надежность и валидность, сравнительная простота обработки результатов теста и др. В качестве одного из возможных вариантов для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций предлагается методика проектирования теста, состоящая из ряда этапов. На первом этапе выбирается вид таксономии целей (например, по Б. Блуму, М.Н. Скаткину, В.П. Беспалько или др.). В предлагаемой методике используется таксономия Б. Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которую, кстати, рекомендуют и методические материалы по разработке ООП. На втором этапе выделяется комплекс профессиональных компетенций, входящих в ФГОС по направлению подготовки, уровень сформированности которых необходимо измерить. Комплекс специальных профессиональных компетенций трансформируется в одну «комплексную» компетенцию. На следующем этапе определяются базовые дисциплины, ответственные за формирование выделенных компетенций. Преподаватели этих дисциплин создают фонды оценочных средств – квалификационных заданий для каждой категории выбранной таксономии, дифференцируя задания по уровням сложности, и присваивая максимальный балл за качественное выполнение по принятой системе. Таким образом, тест содержит три параметра: категории Блума, задания по уровням сложности и систему баллов. Необходимым условием применения теста в образовательной практике является проверка качества теста на валидность и надежность. Валидность теста можно определить методом регрессионного анализа, а надежность - методами раздельного коррелирования и по формуле Спирмана-Брауна [3]. Квалиметрические исследования динамики сформированности компетенций осуществляются в контрольных точках: на входе процесса (стартовые возможности), диагностика текущей успешности (например, модульно-рейтинговая система), поэтапные комплексные испытания (1, 2, 3, 4 курсы). Проблемное поле квалиметрической оценки включает также завершающие этапы образовательного процесса в ВУЗе: оценивание результатов ИГЭ; оценку качества выполнения ВКР и процесса её защиты; оценку удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников, самооценку компетенций.
  Литература
  1. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект//Высшее образование сегодня, № 4, 2004.
  2. Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.
  3. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Изд-во Наука, 1982.




Кортов С.В., Кузина Л.Л.
ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел. (8-343) 375-95-21 e-mail: [email protected]

Сборник материалов девятой Всероссийской научно-практической конференции “Управление качеством”, 10-11 Марта 2010 года - М.: МАТИ, 2010. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7















Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
          
Designed by Aleks-mn